Биномки

Приём фантазирования «Бином фантазии» по Джанни Родари

Джанни Родари описал известный комбинаторный приём фантазирования, дав ему название – Бином фантазии:

«Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии». «Конь - пёс», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остаётся безразличным. Это - аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем.

Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьёвке, или пусть ребенок, не умеющий читать, ткнёт пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря.

Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого - на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определённый смысл. Он создавал атмосферу напряжённого ожидания, сюрприза. Если ребёнок писал на виду у всех слово «пёс», то оно уже было особым словом, готовым к определённой роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. «Пёс» уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха. Слово «утконос» или «четырёхгранник» не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» - это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул».

(Джанни Родари. "Грамматика фантазии" М.: "Прогресс", 1978.
Перевод с итальянского Ю.А.Добровольской).

Со дня основания студии занятия начинаются с этого упражнения.

Участники придумывают далёкие по смыслу одно одушевлённое и одно неодушевлённое существительное.

Разрешается сочинять прозу и стихи. Жанр произведения ограничивается только фантазией автора :-)

В течение получаса идёт напряжённая работа мозга. Затем плоды трудов зачитываются вслух и горячо обсуждаются.

Таня Долгих, Ксения Ершова, Настя Черенкова (фото со спины) и др. внимательно слушают Свету Галкину.

Бессмыслица может и остаться бессмыслицей. Важен сам процесс! Дети владеют им в совершенстве и получают от этого истинное удовольствие.

Лучшие сочинения попадают в Жизальмопись - синюю тетрадь, где они хранятся в неприкосновенности для благодарных потомков :-)

Буйному воображению студийцев часто становится тесно в узких рамках пары отдельных существительных. Тогда мы усложняем задание и создаём полиномку - поэтический или прозаический текст, в котором необходимо использовать три и более разных частей речи.

Представляем Вашему вниманию примеры удачных биномок и полиномок.

"Каравелла" и "бармен"

После бунта на каравелле кок был заменён барменом.

Анастасия Черенкова

"Белка", "игра", "кочевать", "изразцовый"

Кочевали Чебурашки из Москвы к япона маме,
Что играла на тромбоне, изразцовом и прекрасном.
Дрыгая ногою левой на вершине Фудзиямы,
Мама белку тапком сбила.
Вот и всё. Конец рассказа.

Анастасия Черенкова, 18.05.2013

"Барабанить", "хлюпающе", "дождь", "чайка"

Сантехник Югославский, по прозвищу “Чайка”, прибыл в школу. Падающий с неба дождь изрядно промочил его одежду. Хлюпающее протопал он в помещение 7 “А” класса, грея за пазухой бутыль самогона. “Барабань быстрее, классуха!” – думал он, глядя на Инну Семеновну, которая соловьем разливалась о достижениях его сына. Наконец, родительское собрание закончилось, и люди стали расходиться. “Эх-ма, была-небыла!” – подумал Югославский и добавил, уже вслух, обращаясь к сыну:
- Пойдем, отличник, обмоем твои успехи. Взрослый уже. Заслужил честь с батькой выпить.

Михаил Ожегов

"Гепард" и "рафинад"

На Новый Год в костюм гепарда
Одеться Вася был бы рад.
Не по карману маскарад:
Есть деньги только на петарды.
Прокляв тупую клоунаду,
Судьбы извечный карнавал,
Сугробы в парке он взрывал
Оттенка чая с рафинадом.

Екатерина Иванова

"Инфузория" и "камень"

***
Мы для него - сон инфузории,
Лохи Аллаха, волки позорные.
Будто бы кремень он зажигалки,
Красный ремень Кремля - не жалко.

Дмитрий Колотиевский


***
Один был, словно инфузория,
Спокоен, мягок и безмерно прост.
Другой - кремень, с рожденья гордый,
Кусочек маленькой породы горной,
Дублёный вулканический нарост.
Но вот к Земле направил траекторию
По правилам для всех небесных тел
Огромный безобразный астероид
Летел, летел, летел и прилетел.
И вот земля, как дикий полустанок,
Пуста, темна и и холодна.
И два героя, что отнюдь не странно,
Лежат в Земле, и невзирая на
Характер, ум и прочую муру
Исчезли навсегда. И я умру...

Алексей Мавренков, 1.02.2014

"Пеликан" и "сон"

Смысл жизни пеликана - сон, сон, сон.
Чтобы был он одеялом окружён.
А пришли чтоб к пеликану - сны, сны, сны,
Мы сидеть для этого должны
Тихо.
Как ежиха-портниха, что вечно тиха,
Как собачья безмолвная злая блоха,
Как мотор, что в машине в который раз помер.
Вот номер
Трамвая, что мчится с вагоновожатым
Усатым.

Матвей Журавлёв, 1.03.2014

"Синица" и "небо"

Синицы в небе
Селекцией занялись.
Глаза закрою.

Матвей Журавлёв, 22.03.2014

"Учёный" и "черника"

Хлещет дождь, вопят вороны,
Повар крошит в борщ укроп.
Сильно сбрендивший учёный
Косит глазом в микроскоп.

Крем Блистательного Лика
Он помпезно создаёт,
Смешивая фарш, чернику,
Окись меди, терпкий мёд,

Уголь, кактус, лук, омелу,
И, покорный злой судьбе,
Он испытывает смело
Крем готовый на себе.

Опыт был, увы, провальный
И довёл он до беды:
Был состав ненатуральный
У продуктов и еды:

В фарше мяса лишь немножко,
Сахар в мёде, лук - трава,
А черника - лишь картошка
Плюс краситель Е-192.

Хлещет дождь, вопят вороны,
Повар ест стряпню свою,
Испытавший крем учёный
Превращается в свинью!

Юрий Рахманов, 26.05.2014

"Апостол" и "звездолёт"

Жить нелепо и непросто.
В небесах парит апостол.
Очень хочет он кого-то
Умыкнуть со звездолёта.

Там Птица, апрель 2014

Ночь горит, грохочут дюзы.
Как апостолы у врат,
На развалинах союза
Башни Мордора стоят.
Звездолёты новой эры
Пограничные кресты
На чугунно белом-белом ставят.
И куют ножи.

Алексей Мавренков, апрель 2014.

"Сойка" и "печенье"

Уныло белела больничная койка.
На койке валялась подбитая сойка.
На днях эта сойка похитила бойко
Печенья пакет со стола землеройки.

Лежала воровка и плакала горько
В целебных примочках с медовой настойкой.
Сей басни мораль однозначно толкуй:
Тебя подстрелили?
А ты не воруй!

Ольга Ефимова, 26.07.2014