Пресса о студии

 22.02.2014. Детская ЛитГостиная открывается в книжном магазине «Додо/ЗИЛ»

 

Книжный магазин «Додо/ЗИЛ» 22 февраля открывает «Детскую ЛитГостиную Додо» для юных поэтов и писателей, которым уже есть 7, но еще нет 14 лет.   Её открытие анонсировано информационным порталом Депаратмента Культуры г. Москвы.

В литературной гостиной традиционно собираются вместе авторы, чтобы представлять свои произведения и совместно их обсуждать. «Детская ЛитГостиная Додо» - творческая среда сверстников-единомышленников, встречи с известными поэтами, писателями и журналистами, которые помогут участникам практиковаться в литературном мастерстве и развиваться в этом направлении.

На первом занятии леткор Аракси Мурадова расскажет, что такое литературные гостиные, как они проводились в Серебряном веке, и как они развиваются в настоящее время. Вместе мы узнаем и попробуем несколько приемов, которыми пользовались знаменитые поэты, чтобы писать точнее и ярче, поупражняемся в поэтических играх. На встречу каждый может принести свои произведения, которые мы прочтем и обсудим.

 Аракси Мурадова – журналист, поэт, член Союза Писателей, выпускница литературной студии «Жизальмо».

Начало: 15.00, Лекторий книжного магазина «Додо/ЗИЛ».

Отсюда: http://kultura.mos.ru/presscenter/news/detail/957102.html


27.08.2013. "Независимая газета"

НАПЕРЕГОНКИ С АБСУРДОМВечер литературной студии "Жизальмо" в "Омнибусе"

Арсений Травич - живой привет из хипповых 60-х. Фото Тамары Путинцевой.

 
 
Сеть книжных магазинов Dodo Space регулярно завлекает весьма интересных людей. Нил Гейман, Стивен Фрай, Павел Санаев, Вера Полозкова, Дмитрий Воденников, Дмитрий Быков – это, можно сказать, первый ряд, резонансные фигуры. Однако громкое имя – не тот критерий, по которому Dodo выбирает очередную «жертву». Скажем, кто знает о существовании детско-юношеской литературной студии «Жизальмо»? В Москве неисчислимое множество студий, клубов, лито – почти все гуманитарные вузы, дома культуры, библиотеки оснащены подобным литературным отростком. Если говорить о литстудиях, где подразумевается некий процесс обучения (не о литературных группах наподобие «Сибирского тракта» или «Алконоста»), что вспоминается? «Луч» Игоря Волгина, «Коровий брод» Елены Исаевой, может быть, еще пара-тройка названий. О «Жизальмо» сведений мало: сайт студии не функционирует, в Сети – несколько разрозненных упоминаний. А между тем «Жизальмо» существует уже 23 года. Студийцы от мала до велика исправно собираются каждую субботу в Государственной детской библиотеке. Видимо, культуртрегеров из «Додо» как раз и привлекла такая «непроницаемость», «непрозрачность»...

В магазине-клубе «Омнибус» (одна из площадок Dodo Space) собрались авторы из «Жизальмо», а также их поклонники, коих внезапно оказалось немало. Открывал чтения Лев Оборин, который, как выяснилось, с детских лет занимается в «Жизальмо» и по сию пору считает себя членом студии. «Жизальмо», – рассказывал Лев, – это лучший образец литературного клуба, куда, допустим, приходят дети лет восьми и остаются иногда очень надолго. Самому старшему нашему участнику 40 лет. Очень важно, когда люди, которые имеют счастье или несчастье писать, попадают в пространство, где их выслушивают, делятся своим творчеством, дают какие-то нужные советы».

 
Стихи самого Оборина, очень вариативные по технике, всегда построены с особым тщанием – просодия, лексический состав, композиция – все подобрано и пригнано. «Когда Аристотель Платона борол/ за то, что он чушь порол,/ из эйдосов сыпался весь поролон,/ как комья в день похорон».И специфическая, узнаваемая Оборинская интонация – некое отстранение от живой жизни, холодная ностальгия по золотому веку или даже наблюдения над чужими ностальгическими порывами. «Там текла советская Россия,/ свет был густ и никогда рассеян,/ там леса и степи и поля,/ и давали кружку киселя».
 
Если Оборин все-таки «ветеран движения», то люди, читавшие следом, – самый что ни на есть основной состав студии.
 
Рина Иванова – барышня яркая, под стать своим стихам. Безудержные эмоции наперегонки с абсурдом – кто раньше настигнет слушателя. «Супергероев придумали детям-изгоям,/ Им же придумали Бога и Гарри Поттера… У них отрастают крылья, носы, щетина,/ Они бы летали, но ждут, что кто-то придет, защитит их…» и т.д.
 
Арсений Травич – живой привет из американских 60-х. «Хипповская» внешность. Тексты – ритмизованная проза, которую осенил «черный ангел Ален Гинзберг». Интерес, впрочем, отчасти этнографический.
 
Тамара Путинцева, студентка Литинститута (кстати, многие жизальмовцы поступают в Литинститут), продекламировала  в стиле пионерского утренника  такие стихи: «Обреченный, беги/ в миг,/ Не останься в плену/ лун!/ Окруженье уже постиг –/ Все живые, в кого ни плюнь». Или: «Стук зубов. На морозе холодно, и, дрожа,/ Кто-то сердцем своим опять на мое нажал».
 
Организаторы вечера явно старались уложиться в какой-то довольно жесткий регламент, поэтому чтения проходили в очень бодром темпе. Мимо публики пронеслась вереница авторов и текстов.
 
Алексей Мавренков – экспериментальная городская лирика: «Выхожу из подъезда, слышу крик муэдзина./ Кому умирать раньше? Какая черту – богу разница.../ Ангел повесил крылья на стену, меняет резину…»
 
Диана Костина – повышенное внимание к форме, настойчивый поиск звука и темы. «Мне доложили: наступает генерал Фрост,/ скользкий мост,/ переправа невозможна, ветер норд-ост/ с жару не ломит кость,/ часовой остановился на «шесть» и не оставляет пост».
 
Света Галкина – в противоположность Диане – плавный ритм, склонность к балладному повествованию: «Чтобы стать интересным для местной литературы,/ Проигравший народ должен петь и курить табак./ Но хозяин не жалует долгие перекуры./ Вон, водитель свернул и потребовал полный бак – / Этот автобус идет через Потомак…»
 
Марья Куприянова – автор, несмотря на молодость, безусловно, состоявшийся. Ее творчеству свойственны опора на русскую фольклорную традицию в сочетании с приемами, выработанными Бродским (характерный синтаксис), акцент на «звуковую» компоненту образа, непрерывное развертывание темы смерти и отчужденности. Удивительная особенность: поэтический мир Марьи Куприяновой не герметичен, он стремится вовне, однако попытки взаимодействия с окружающей реальностью оборачиваются экспансией, вытеснением внешнего за пределы восприятия. Симптоматично, что именно Марья закрывала чтения.
 
Вечер студии «Жизальмо», несмотря на некоторую скомканность, удался. Разные стили, разный уровень текстов, общая сопричастность слову.
 
(Никита Соловьёв)
 
 

31.07.2010. Презентация книги Льва Оборина "Мауна-кеа"

"...Лев Оборин вызывает интерес и у коллег по перу, и у довольно многочисленной публики, до отказа забившей в этот вечер зал «Кафемакса». Среди присутствовавших, естественно, было много молодежи, а также известные литераторы Григорий Кружков, Дмитрий Кузьмин, Данила Давыдов, Юрий Орлицкий, Олег Дарк, родители молодого автора, руководительница школьной литературной студии «Жизальмо» Татьяна Михайловна Котенёва, которая спустя годы продолжает следить за успехами своего подопечного".

Полный текст статьи читаем на сайте "Культурная инициатива": http://kultinfo.ru/novosti/23/28/33/204/


27.11.2009  -  14:05. Радио "Культура"

«Действующие лица»:
Татьяна ГРОМАН-КОТЕНЁВА, Маша РАСТОРГУЕВА

«Действующие лица»: 
 

Гости программы - Татьяна Михайловна Громан-Котенёва, детский поэт, руководитель литературной студии «Жизальмо» при Российской Государственной детской библиотеке и воспитанница студии, юная поэтесса Маша Расторгуева (14 лет).


Тема: выявление и развитие творческих способностей у детей и подростков.

Ведущий - Владислав Борецкий
 
Татьяна Громан-Котенёва: «В апреле 1990 года Нина Антоновна Рождественская пригласила меня в газету «Пионерская правда». Она попросила меня принять участие в разборке почты, которая пришла в адрес всесоюзного детского литературного конкурса. Конкурс был организован газетой «Пионерская правда». Я выбрала несколько писем, шесть-семь человек из Москвы. Меня пригласили прийти в Российскую детскую библиотеку, тогда она была всесоюзной. Мне предложили вести литературную студию. Москвичи, которых я выбрала, впервые встретились 19 мая 1990 года в комнате № 240, которая и сейчас называется «Комната любимых занятий». Мы ее очень любим. Мы занимаемся там уже 20 лет».

Маша Расторгуева: «Я пришла в студию в ноябре 2005 года. Там я познакомилась с Татьяной Михайловной. Я сказала, что хочу учиться. Мы сразу стали писать «бином». Преподаватель озвучивает два слова: глагол и существительное, а далее надо придумать стихотворение или рассказ с этими словами. Я больше всего люблю придумывать рассказы».

Татьяна Громан-Котенёва: «Бином фантазии - это детская литературная игра. Ее придумал сказочник Джанни Родари. Например, можно озвучить два существительных: одушевленное и неодушевленное, а потом предложить ребенку сочинить историю с этими словами или стих».

Татьяна Громан-Котенёва: «Детей надо уважать. Если будет уважение, то внимание будет направлено в нужную сторону. У всех моих студийцев очень самоотверженные родители. Все дети, которые приходят в студию, прекрасно общаются между собой. Я даю им такую возможность. Каждое наше общение проходит очень спокойно. Я всегда прошу родителей не настаивать на посещении студии. Дети приходят тогда, когда они сами этого хотят».

Источник - архив программ радио "Культура":

 http://old.cultradio.ru/doc.html?id=314912&cid=46
 

Прослушать аудиозапись передачи можно здесь:


 

  15.09.2008. Радио "Столица FM"

 

 

Программа "Всё по-взрослому" с участием Татьяны Михайловны Котенёвой-Громан на тему: "Воспитание неординарного ребёнка"

Программа «Все по-взрослому» - разговор на жизненные темы и попытка найти правильные ответы на вопросы, которые порой мы задаем друг другу и самим себе. «У каждого вопроса есть свой ответ, у каждой проблемы – есть свое решение», - говорит ведущая  Наталия Мандрова, и вместе с гостями программы и проницательными и умными слушателями пытается это доказать.

"Для того, чтобы в поэзии называть себя звездой, надо поэзии не знать. Дети, отроки, тинейджеры, которые работают в моей студии, читают настоящую поэзию и умеют отличить божий дар от яичницы. Поэтому ничего звездного в нашей студии… Да, есть признанные авторитеты у нас. Действительно, некоторые стихи встречаются аплодисментами присутствующих, но это бывает крайне редко. Мы выступаем, нас приглашают. К президенту нас приглашали, даже гранды имеем. Но все это, слава Богу, не повредило психике детей. Нет у меня, слава Богу, сумасшедших родителей, которые думают, что их дети – великие поэты или литераторы. Может быть, кто-то втайне и лелеет эти помыслы, но мне это не высказывается, я это не поощряю".

(Т.М.Котенёва-Громан)

Прослушать выпуск: http://stolica.fm/archive-view/184/

Расшифровка эфира: http://stolica.fm/archive-view/184/1/