Ольга Козэль

  

Родилась  21 ноября 1975 в Москве.

Когда-то Татьяна Михайловна называла коротко стриженую непоседу "мальчик Оля". В студии на почётном месте хранится "Фреска" - первый поэтический сбоник нашей коллеги.

Начав заниматься в студии в далёкие 90-е, жизальмовская "старушка" посвятила свою жизнь литературе. В 1998 году она закончила Литературный институт им. Горького (курс профессора О.А. Николаевой) и аспирантуру ИМЛИ РАН. В 2006 г. защитила диссертацию по теме «Проза Фазиля Искандера. Мировидение писателя. Поэтика». Изучала немецкую литературу в Кёльнском университете (Германия). Работала корреспондентом в журнале «Cosmopolitan», в газетах «Труд», «Вечерняя Москва».

В настоящее время писатель, журналист, литературовед, Член Союза писателей и Союза журналистов Москвы Ольга Козэль  работает начальником пресс-службы Русского духовного театра «ГЛАС». 

Автор детских повестей "Балерина из Театра мёртвых", "Одетта ищет принца". 

Замужем за поэтом Михаилом Свищёвым, также почётным "жизальмёнком". 

Но главный её талант - ощущать чужую боль острее, чем свою и всегда приходить на помощь в трудную минуту. В 2015 году  жизальмовцы  единогласно выбрали Ольгу Сергеевну руководителем студии.  Мама двоих детей находила индивидуальный подход к  каждому  дарованию, а её мудрость и широта души дарили радость юным авторам. К сожалению, по семейным обстоятельтвам в 2016 году ей пришлось оставить это служение. Но в самый тяжёлый, переломный для студии год, Ольга Сергеевна сделала почти невозможное - сохранила удивительную атмосферу "Жизальмо".

Спешим поделиться её замечательными стихами:

Картошка

Знаю я обо всём понемножку
И живу ожиданьем, как все.
Знаю я, как копают картошку
В отдалённой степной полосе.

Подождать бы денек еще что ли?
Три лопаты  (одна про запас).
И впивается в синее поле
Ярко-синий намётанный глаз.

Этот миг в ожиданьи прилежном,
Когда землю готовят под нож,
Странной смесью расчета с надеждой
Лишь со свадебным сговором схож.

Ещё хочется полю искриться,
Хоть прошли его ночи и дни,
Всё оно  - словно страх молодицы,
Тайно слышащей толки родни.

Но лопата безвольно и грубо
Въелась в землю – и кончился страх.
Вот забился малиновый клубень,
Словно окунь в ребячьих руках.

С каждым шагом всё поле безмолвней,
Небо – ярче, а горе – сильней.
Но земля не считает виновных,
Да и кто не виновен пред ней?

Лишь пойму, поглядев виновато
В котелка потускневшую медь,
Что взрослеть мне еще рановато.
Мне еще рановато взрослеть.

***

Все небесные сферы придумал какой-нибудь грек,
И не так уж давно – в позапрошлом каком-нибудь веке.
Но у русских в крови: не от звёзд мы зависим – от рек,
Бьются в стенках артерий великие русские реки.

То весёлое царство огней, кораблей и буйков,
Где над суточной тьмой волны движутся, как электроды,
Замирай и смотри. Так смотрел адмирал Ушаков
За минуту до смерти – не в небо, а в чёрную воду.

 

Шагал

Пятнадцати лет я шагнул в предрассветную хмарь.
Оставил квартал свой, где сплетни дороже, чем вести.
А помню лишь только на кладбище древнем фонарь -
Такой же неяркий, как осень в еврейском предместье.

Хотел я узнать у своих, дуралей -мальчуган -
Вон те, под камнями, - то люди иль все же не люди?
А слышалось им: «Это правда, что смерть - ураган?
И как мне смириться, что нас в этом мире не будет?»

Хотел я узнать, как устроен флагшток корабля
И есть ли такие суда, что летают по небу…
А слышалось им: «Рай - не небо. Рай - это земля.
Простая земля с кислым запахом пресного хлеба.»

В субботу, когда свою Тору читает раввин,
Встречал я курчавых красоток - их было так много.
Я вовсе не робок. Я им о любви говорил.-
Меня принимали, смущаясь, за глухонемого.

Дай, Боже, мне речь! Дай мне жизнь - как у всех и как встарь!
А после кидай меня в землю - остывшее семя…
И будет все так. Иль иначе.  И только фонарь
Всегда загорится в свое отведенное время.

Дай дом, ярких рыбок… Но нет, погоди, не спеши!
За все, что с собой уношу, благодарен я Богу -
Цвета. Полутени. Безрыбье. Смятенье души.
И кровную душу - дорогу, дорогу, дорогу.

 

Уроки истории

Учительша — нейлоновая тётенька —
Рассказывала нам про Валю Котика.
И если это правду говорят,
Важнее жизни подвиг во сто крат.
Геройский хлопчик из села хохляцкого,
Ведь партизаны — те с детьми не цацкались.
Сидел в засаде из последних сил
И, кажется, кого-то сам убил.
Потом был ранен. Умер смертью страшною.
На фото он похож на Лёшку Сажнева.
Чернявый, заводной и ростом маленький,
Лишь над губой недоставало шрамика.
А что у Лёшки синий меч и палица —
Так то мальчишке мёртвому без разницы.
У Лёшки телек, пёс и дача с бабушкой,
И жизнь в кармане острым рыжим камушком.
Да выпал камень — дело было так:
Попал в засаду, бросился под танк.
Ну что ж! Не всем отпущено стать взрослыми.
Сороковые, после девяностые...
Не в этом смысл. И я скажу вам более:
Лишь в сходстве лиц — всемирная история.

 

Северные старухи

У Белого моря, веков испокон,
Глядят тебе вслед из белёсых окон.
И нет никого — только чувствуешь взгляд,
Как будто не люди — деревья глядят.

Но мастер чужой стародавней поры
Бессмертную душу упрятал в стволы,
И вырезал руки, надбровья и рот
Из дерева древних, забытых пород.

Их корни в трудах от зари до зари:
Что мёртво снаружи — то живо внутри.
Их песни, преданья, их мать и отец
Бессмертны в изгибах древесных колец.

Они просыпаются в раннюю рань:
Резная кровать. На окошке герань.
Часы. Покосившиеся косяки.
На выцветшем снимке — сыны-моряки.

 

Украина

То ли пламени языки
Заметались над древним курганом,
То ли в круг собрались казаки —
Пишут отповедь бису-султану.

Льётся пот со смеющихся лиц,
Хоть и степь холодна, словно пуля.
В дымном мареве крики орлиц
И ревшан зеленей, чем в июле.

«Бисов сын! Потягайся поди
С этой злой и неведомой силой!
Хочешь взять нашу степь? Приходи!
Она станет твоею могилой.

Нам товарищ один — острый нож,
Запах дыма бездомный и горький.
Хочешь хлеб наш отведать? Ну что ж!
Этот хлеб мы вобьём тебе в горло.

Степь нам мать, и она — нам отец.
У гробов наших нету карманов.
Хочешь душу забрать? Ты мертвец!
Нам не надобно пленных султанов!»

Сверху гомон гнездящихся птах,
Сбоку ридная сабля-сестрица...
Подлой смерти сильней только страх —
С ним нельзя ни прожить, ни смириться.